среда, 15 октября 2008 г.

В Беларуси меняется языковая политика

Действительно, языковая политика меняется. Тотальной белорусизации не будет, но в ближайшее время сфера применения белорусского языка расширится.

Структурно, это будет подобно белоруссизации 20-х годов и после 2МВ. Это - не националистическая волна конца 80-х - начала 90-х. Усиление значения белорусского языка не будет сопровождаться распространение "свядомага кола". Вообще, феноменально для ВЕ: один из местных языков государство развивает рывками без опоры на круг "свядомай" национально-ориентированной интеллигенции, исходя из абсолютно иной мотивации, чем этот круг, и в иных формах, чем ему бы хотелось. "Без них".

Забавно, но "свядомае кола" в Беларуси сейчас озабочено в языковом плане таким совершенствованием языка, которым пользуются в этом кругу между собой, чтобы он отличался от литературной версии, развитой в БССР и санкционированной государством. Раньше "свядомае кола" пыталось подать себя как католическое движение, были эксперименты с католическими вариантом вплоть до латинки. Сейчас костел - одна из опор Режима, и кола сдрейфовало вообще в какой-то абсурд, свядомый вариант языка развивается уже и без подпитки от крестьянских живых диалектов (колхозаны, быдло, опора Режима) и без католической традиции, как профессиональное арго, обслуживающее потребности небольшой радикальной оппозиционной среды.

***

В Бресте областная "идеологическая вертикаль", вроде, раз в неделю стала говорить по-белорусски
Если государство всей своей мощью займется белорусским языком, то своего оно, безусловно, добьется. Жаль, конечно, что белорусский язык оппозиция превратила в символ враждебности обществу, я бы сказал в символ "метафизического полицая" и в "язык зла". Но, по сути, оппозиция и язык - "вещи" разные. Эта секта что угодно может избрать своим символом. А проблема исчезновения белорусского языка имеет место быть.

Наверное, то, что именно белоруский язык избран оппозицией в качестве своего символа отражает как раз вот этот момент - исчезновения языка, является одним из путей его исчезновения - отторжение обществом оппозиции очень часто сопровождается отторжением и белорусского языка, особенно в городах - "язык бнф"... для некоторых социальных групп такое сопоставление естественно. Напоминает, кстати, отношение к литовскому языку в ВКЛ после принятия литовцами католичества: "языческий язык", пагански ензык, язык язычников... В ВЕ вообще языки часто ассоциируются с особой идеологической или профессионанальной группой. Свядомая публика попала в местную закономерность - у националистов, они же оппозиция, они же мифический враг и злодей - свой профессиональный язык, примерно как у криминала или неких особых "меньшинств".

Но если государство возьмется за сохранение белорусского языка - это будет культурная революция: новое "белорусская советская литература" совмещенная с масс-культурой и административным давлением. Оппозиционный же язык уйдет в собственную диалектную версию и письменность. Секта все равно сохранит свою культурную отстраненность от общества. В этом смысле языковая белорусизация в обществе угрозы превратиться в форму разрушения общества свядомай культурой не станет, опасаться тут нечего... Хм

Далее



До 1 сентября 2010 года предполагается пересмотреть положения закона о языках

15 октября 2008 Общество
Марат Горевой, БелаПАН До 1 сентября 2010 года предполагается пересмотреть положения закона о языках. Об этом говорится в ответе заместителя министра образования Казимира Фарино на обращение председателя общественного объединения "Таварыства беларускай мовы імя Францішка Скарыны" Олега Трусова.

В целях выполнения плана мероприятий по реализации закона от 23 июля 2008 года "О правилах белорусской орфографии и пунктуации" до 1 сентября 2010 года будут приведены в соответствие с законом нормативные правовые акты, в том числе закон "О языках в Республике Беларусь", "в который будут внесены соответствующие изменения и дополнения".

В интервью БелаПАН О.Трусов назвал ответ К.Фарино "первой ласточкой со стороны белорусского правительства" и выразил удовлетворение тем, что наконец-то властные структуры обратили внимание на несоответствие положений нынешнего закона о языках Конституции и другим законодательным актам страны. По его словам, действующий закон о языках составлен таким образом, что позволяет чиновникам "совершенно законно и безнаказанно игнорировать государственный белорусский язык".

"В стране реально отсутствует двуязычие, которого так добивались сторонники референдумов 14 мая 1995 года (придал равные права белорусскому и русскому языкам) и 24 ноября 1996 года (закрепил существование двух равноправных государственных языков в новой редакции основного закона страны)", — отметил О.Трусов.

По его мнению, вместо двуязычия в Беларуси действует "агрессивное русское одноязычие". Председатель ТБМ полагает, что на очередном съезде общественного объединения, который состоится в Минске 26 октября, будет принято соответствующее обращение к руководству страны о внесении таких изменений и дополнений в закон о языках, которые бы привели к реальному равноправию двух государственных языков — белорусского и русского.

http://www.21.by/news_?id=331524

***


[info]volynsky
2008-10-14 11:51 am (local) (ссылка) Отслеживать
думаю, даже если государство и возьмётся за сохранение, ни к чему это не приведёт. механизм этого процесса государству неподвластен. я уже как-то писал
об этом, не хочу повторяться. если же государство начнёт всё же мягкую белоруссизацию, то результатом будет лишь определённое расслоение в обществе. кому это нужно?

(Ответить)(Ветвь дискуссии)


[info]guralyuk_by
2008-10-14 12:23 pm (local) (ссылка) Отслеживать
Если будет
проводиться государством, спокойно и без связи с националистической идеологией, то никаких проблем не будет.Как в БССР после войны.

Белорусоязычная культура - естественна тут. Она сейчас немного в тенинационалистчисеких "дискурсов". Но на деле она и сейчас широка: вся шкоал в деервнеи в основнмо в малых городах, традиция бел. сов. лит.Антинацистская и партизанская традиция в белорусоязычной совесткой культурезафиксирвоана как нигде более.

(Ответить)(Уровень выше)(Ветвь дискуссии)


[info]volynsky
2008-10-14 12:31 pm (local) (ссылка) Отслеживать
я не верю, что на этом материале в современных условиях можно что-то построить.
у нас нет мощной культурной традиции. и не может быть, так как по сути нет национальной интеллигенции в общемировом смысле. а нет её потому, что нет среднего класса. а среднего класса нет исторически, так как мы - страна аграрная, без признаков часного уклада хозяйствования и всей хородской ремесленно-торговой среды. да, увы.

(Ответить)(Уровень выше)(Ветвь дискуссии)


[info]guralyuk_by
2008-10-14 12:40 pm (local) (ссылка) Отслеживать
Беларусь - аграрная страна? Это было когда-то давным давно. Сейчас в деревне проживает около четверти насления. из них свыше половины - люди пенсионного и предпенсионного волзраста. Чероез 10-15 лет в деревне у нас скорее всего будет процентов 10-15% населения, из которых работоспособных - видимо, половина и где-то так, если ничего неожиданного не произойдет, и зафиксируется.

Средний класс растет быстро. Интеллигенция - вопрос сложный. но если государство возьмется, будет как с шоу-бизнесом: создастся быстро. Главное, что есть массив сельской и малогродской белорусязычной образвоательной системы как в более менее белорусозячных массивах. По прошлой переписи разговорным своим языком белорусский назвало 37. кажется. процентов населения - это очень много. Есть, от чего отталкиваться.

И потом. у нас же не Россия. В смысле русские размашистые дискурсы - или-или - не проходят. Белоруссоязычная культура в БССР не была средством раскола нации и сейчас, думаю, такое возможно. У нее прсото свои важные функции.

(Ответить)(Уровень выше)(Ветвь дискуссии)


[info]volynsky
2008-10-14 12:50 pm (local) (ссылка) Отслеживать
вы или не поняли или просто не хотите говорить прямо. простите, но мне так показалось. я ведь не о далёком будущем говорю, я о настоящем, которое по горло в прошлом. я бы спорил свами по поводу того, что нация сформирована и можно двигаться дальше, но мои аргументы известны любому социологу, историку, просто образованному человеку. кстати, ваш пример с шоу-бизнесом, опять же извините, комичен. ну какой шоу-бизнес? в условиях отсутствия свободного рынка (я про данную сферу) и всех соответственно придаточных механизмов никакого шоу-бизнеса быть не может. и потом, перепись - это тоже инструмент идеологический. есть ли 37%, нет ли их - можно только догадываться. нельзя заставить человека думать как-то иначе: на другом языке, диалекте, ещё как-то.
говоря о языке, вообще надо начинать с культуры. составьте портрет потребителя 100%-й беллоруской культуры. далее, обратитесь к некоторым социологическим исследованиям.

(Ответить)(Уровень выше)(Ветвь дискуссии)


[info]guralyuk_by
2008-10-14 01:20 pm (local) (ссылка) Отслеживать
Нет. Я Ваши аргументы искренне не понимаю. Я сам когда-то первым публично указывал на связь белорусского города и его культуры с деревенской, выделял формы из взаимосвязи - "маргинальный род", радиус переселения деревенской молодежи в города разной величины, по регионам и т.д. В этом смысле я в теме, а ваши аргументы не понял.

Мой тезис: современная культура является культурой в своей основе городской, сохраняющей тесные связи с деревней. Эти тесные связи - всего лишь одна из скреп, сцепляющих белорусскую культуру в нациоанльную, не раскалывающуюся всерьез на город и деревню, как было "при феодализме".

Шру-бизнес как шоу-бизнес. как и любой у нас бизнес - подчинен государству. В рамках этой модели и ращзвивается. Можете подоборать иной термин, я за него не держусь. Свои социальные йункции он выполняет, масс-культуру на рынок поставляет. Уже предвыборная компаний 2006 года прошла прежде всего через средства этого шоу-бизнеса. очень эффективно в регионах.

37% получены через ответ на вопрос. Впервые или второй раз точно не помню по позапрошлой переписи за многодесятилетий у нас запись национальности шла через самоидентификацию, а не по паспорту. По языку люди отвечали на вопрос о родном языке и о разговрном. В принципе данные вполне коррелируются друг с другом и культурологическими исследованиями. А как еще должны говорить люди, анпример, в деревне? Деревня, например, всегда говорит на своих диалектах. Эти диалекты воспринимаются как белорусский язфык. Тем более, что и школа на нем. Малые города - тоже в значителной степени. считайте сами - четверть населения в деервне.в основном старушки, малые города и часть населения больших городов - 37% разговорный белорусский - это еще мало. По родному языку родным назвали белорусский ок. 70% населения.

Зачем Вы так резко вообще ставите вопрос - 100% потребитель и т.д.? У нас так вопрос не пройдет. языки традиционно имеют социальное предназанчение и до сих обычно в ходу несколько языков, сообенно в не очень урбанизирвоанных регионах. Нация сформирована не по языковому идеологчискому признау, т.е. параллельное существование нсекольких языков - вполне нормально.



(Ответить)(Уровень выше)(Ветвь дискуссии)


[info]volynsky
2008-10-14 01:43 pm (local) (ссылка) Отслеживать
я говорил об отсутствии мощной культурной традиции и о той плодородной среде, которая её репродуцирует. так, во всяком случае, происходило всегда и везде. не думаю, что мы как-то уникальны, так как развиваемся в рамках одной цивилизации.
ни интеллигенции, ни среднего класса нет. причину я обозначил. как следствие - всё то, что мы имеем в данном вопросе.
и потом, белорусская национальная культура она для кого? мне бы хотелось знать, кто является её потребителем? у нас получается, что это своего рода государственный сувенир для официальных случаев. жизни в ней не больше, чем в деревянной матрёшке. вот вы говорите о том, что "Шоу-бизнес как шоу-бизнес. как и любой у нас бизнес - подчинен государству". у нас и культура, или то что подразумевается, подчинена государству. невольно вспоминается недавняя история Европы. не хотелось бы проводить параллели, но ведь факт же.
да, нация сформирована не по языковому принципу, точнее формируется не только по этому признаку.
я всё это к тому, что нации пока нет, как нет и той желанной культуры, а так же среднего класса, интеллигенции и т.д. не надо забегать вперёд и признавать наличие того, что ещё только может начать формироваться. я так думаю.

(Ответить)(Уровень выше)(Ветвь дискуссии)


[info]guralyuk_by
2008-10-14 01:53 pm (local) (ссылка) Отслеживать
Вам не кажется, что мы спорим о терминах?Нация, средний класс,культура, шоу-бизнес...?

Может ведь просто подобрать нераздражающие друг друга. Например, общность
или общество применительно к современному состоянию белорусского социума.

Традиция - вопрос сложный. в гос. символике у нас закреплено состояние сохраненности белорусской традиции социумом насередину 90-х годов.С того времени особого отторжения этой символики нет, наоборот, основавшая на ней свою идеологию власть сильна как никогда. Эта традиция приходитв противоречие, например, с какой-то трактовкой русской культуры или белорусской националистичсекой трактовкойбелорусов?Да, приходит
в противоречие.Но все равно придется принимать как факт именно ее.

(Ответить)(Уровень выше)(Ветвь дискуссии)


[info]volynsky
2008-10-14 02:14 pm (local) (ссылка) Отслеживать
отчасти - да. дело в том, что без этих понятий трудно подступиться к главному.)

можно и это, на мой взгляд, звучало бы естественнее.

мне кажется, вы слишком серьёзно относитесь к вопросу символики. на мой взгляд, белорусскому социому по большому счёту просто наплевать на это. символика начинает что-то значить, когда полявляется кто-то, кто придаёт ей определённый смысл, оправдывающий слова и дела этого кого-то, говоря иначе, когда появляется общая идея. вот как у той самой тщедушной нашей оппозиции. для них это инструмент борьбы, символ. других-то нет...) уверен, что ревизия символики ещё грядёт, но это вопрос малозначительный. как говаривал Отто Скорцени: не так важна графика, как сама идея.
а вот с идеей у нас не всё гладко. на первый взгляд, конечно, придраться не к чему, но при ближайшем рассмотрении нетрудно убедиться, что это всего лишь официальный глянец, своего рода первомайский плакат, за которым глухая кирпичная стена со следами несвежей побелки. возникает резонный вопрос, а где должна рождаться идея цементирующая нацию, питающая культуру, наполняющая общим для всех смыслом государственный символ? в голове чиновника или ещё где-то? вопросов больше чем ответов.





хотел продолжить тему и поговорить о свободе личности в рамках национальной культуры, но, вдруг, понял, что этот разговор уже будет лишним.

(Ответить)(Уровень выше)(Ветвь дискуссии)


[info]guralyuk_by
2008-10-14 02:23 pm (local) (ссылка) Отслеживать
Другая структура общности, чем у языковых наций. Роль интеллигенции мала, роль бюрократии - велика. Кшатрии прижали брахманов :)А вайшьям любой вариант идеологиив глубине своей не интересен, потребительское ощество "берут" черезстиль- шоу-бизнес, масс-культуру и т.д.

Носитель идеологии у нас - власть.Бюрократия. Государство.

Уэтой модели есть пороки. но в нашей ситуации она оказалась устойчивой и очень успешной.Языковые нации с ихинтеллигенцией-хранителеями духа оказались менее успешнымии более, на мой взнгляд, аморальными.

(Ответить)(Уровень выше)




http://guralyuk-by.livejournal.com/383629.html

5 комментариев:

Анонимный комментирует...

Удивительно, как вы умудрились даже эту новость использовать для уколов «свядомаму колу». Вы же в курсе последних изменений в позиции Дубовца или упомянутого здесь Трусова. «Свядомае кола» уже практически созрело до осознания компромисса с государством на основе единой «наркомовки». Зачем же искусственно провоцировать уже начавший быльём поростать раскол?

jakubaniec.livejournal.com

Юрий Шевцов комментирует...

Вы наивны, как младенец. Никаких заметных изменений там в позиции - нет. Дубовцу надо отмываться и отмываться за Гениюш и Арсеньеву. И далеко не сразу надо ему верить даже, если он начнет отмываться. А он еще даже не начинал.

Тоже самое касается всей культуры свядомага кола. Мимикрия ради того, чтобы демаргинализоваться и тихонько проползти в публичность - мало кого обманет. "Кола" должно покаяться за симпатии к нацизму и коллаборантам и за многие годы борьбы против общества при опопре на внешние силы. И покаяться так, чтобы общество в это покаяние поверило.

Анонимный комментирует...

Наверно АГЛ, удушая кволенькую «беларусизацыю» в начале 90-х, думал примерно так же: Пусть, мол, свядомыя покаются за наезды на меня, любимого, а потом, может быть я и сменю гнев на милость и дозволю «беларушчыну» в ограниченных масштабах.

Может я и наивен, но связи между «мовай» и чьими-то симпатиями к коллаборационистам не вижу. Ставить вопрос так: вы нам ДОЛЖНЫ то… сё… , а потом мы, может быть, сделаем послабления вашей «мове» – это и есть искусственная политизация языковой проблемы. И свядомыя это уже осознали. А вы, похоже, только начали входить во вкус.

Юрий Шевцов комментирует...

Вы почему-то (почему?) смешиваете две разные "вещи":
1. Свядомае кола - это одно, белорусский язык - это иное. как символ белорусский язык этим колам испольузется, но само белорусоязычное население - это наиболее прочная опора "режима". Свядомае кола протвиостоит прежде всего именно этому белоруссоязычному населению. Я не раз высказывался на этотс чет. как и в поддержку развития белорусского языка. Доказывал, что белорусский язык и свядомае кола - вещи разные, и сохранение языка не влечет за собою втягивание в публичность этого враждебного обещству "кола". Как видите, так оно и происходит.

2. Само по себе "свядомае кола" - асоциально прежде весго потому что не прошло в своей субкультуре денацификации. Пока там сохраняются глубокие симпатии к коллаборантам оно - кола - враждебно и европейским ценностям и разумеется белорусскому народу и белорусскому обществу, можно сказать - враждебно белрусской нации. Я это говорю много лет.

Собственно и все.

Анонимный комментирует...

Да как же их не смешивать?! Если только усилиями свядомых энтузиастов «мова» пока всё ещё держится на плаву в качестве языка современной культуры. «Мова» в общественном сознании давно и прочно связана с «бэнээфауцами» – ну не с потолка же общественное сознание это взяло? Да Вы ж и сами это признаёте. И государство давно, хоть и молчком, это признало, имея все возможности не отдавать «мову» на откуп свядомым. Сейчас оно вдруг ею озаботилось – похвально. Но кто ему мешал это сделать раньше? Отвечу: ориентация на вкусы той самой своей «социальной опоры», якобы белорусскоязычной, которой тот белорусский язык глубоко до фонаря. Государство предложило ляхтарату, испуганному перспективой излишне перенапрячь мозговые извилины в изучении «мовы», послать подальше и её и свядомых, её навязывавших. Взамен на поддержку на выборах. Ляхтарат с облегчением согласился. Ну и флаг в руки! А у Вас выходит, что в теперешнем плачевном состоянии «мовы» виновато то самое «св. кола». Государство же, её «похерившее» (Ваше выражение), выходит из-под Вашего пера белым и пушистым. Диву даюсь, как ловко у Вас всегда получается перекладывать с больной головы на здоровую ;)