среда, 24 сентября 2008 г.

Либералы с Cato.ru возлюбили Лукашенко

О как либералы начинают любить Лукашенко. А сколько было много лет заумных "утверждений": диктатура, отсутствие реформ, коллапс экономики, "затоваренные склады", колхозник, сумасшедший, кровавый... Впрочем, точно так же, как они ошибались раньше, рискуют ошибиться и сейчас. Лукашенко - не Пиночет и не Ли Куан Ю, авторитарная модернизация в Беларуси не имеет прямого аналога нигде. Чтобы ее описать, надо выходить за рамки стандартных аналогий. Скажем, параллельно с либеральными реформами под сенью "диктатора" сохраняется социальное государство.

Либералы, особенно постосоветские либералы в исследовательской сфере - это другая по сранению с бюрократизированной постсоветской академической наукой крайность. "Наука" подстраивается под предрассудки бюрократии, либеральная "мысль" - под предрассудки "либеральной общественности", управляемое либеральными СМИ. В обоих случаях независимость исследователя и ценность имеющихся реальных знаний сводится к минимуму.

Алесь Чайчиц

Финансовая Академия при Правительстве РФ


О белорусской командной либерализации

Неожиданная и даже в некотором роде сенсационная новость пришла на позапрошлой неделе: согласно выпускаемому Всемирным банком ежегодному отчету «Doing Business 2009», Республика Беларусь стала одним из мировых лидеров по интенсивности проводимых рыночных реформ. Под руководством человека, который известен всему миру как «последний диктатор Европы», резкий противник либеральных ценостей, частного предпринимательства и капитализма, Беларусь «прыгнула» с 115-го на 85-е место в общем рейтинге стран по «легкости» ведения бизнеса, и, по словам представителя Всемирного банка в Беларуси, вошла в четверку стран с наиболее интенсивными реформами в нормативно-правовой сфере. Все-таки до чего же эффективно и быстро можно проводить реформы в авторитарной стране.

Взмах руки — и процедура регистрации имущества за год становится в Белоруси одной из наиболее простых в Европе (скачок с 95-го на 14-е (!) место в рейтинге). Хлопок в ладоши — и резко улучшается процедура выдачи разрешения на строительство (вверх с 93-го на 65-е место в рейтинге Всемирного банка).

Не надо преодолевать протесты оппозиции в парламенте, не надо опасаться за то, что нерадивыми депутатами законопроект будет изменен до неузнаваемости, что реформа будет раскритикована СМИ. Стартуя с нуля, да после долгих лет застоя, тоже не сложно создать впечатляющую реформаторскую картину. Стоит только захотеть — и в Беларуси улучшится система налогообложения (по «легкости» уплаты налогов страна в данный момент стоит на 181-м месте из 181-го), улучшатся условия внешнеторговой деятельности (пока 134-е место, в прошлом году было 142-е) или процедура начала предпринимательской деятельности (97-е место, в прошлом году — 121-е).

Все способствует реформам в Беларуси — тут и геополитическая обстановка, когда в условиях похолодания отношений России и Западом последний склонен искать сотрудничества с Беларусью. Тут и проторенная соседями дорога, чужой опыт, который позволяет обойти ошибки, допускавшиеся реформаторами-пионерами в других странах Центральной и Восточной Европы.

Наконец, действует и самый главный бодрящий и мотивирующий к реформам фактор — прекращение опосредованного субсидирования белорусской экономики со стороны России, лишившее «белорусское экономическое чудо», по некоторым оценкам, ежегодных вливаний размером в 3–5 миллиардов долларов. Именно этот фактор быстро заставил белорусское государство включить пятую скорость и начать марафонскими темпами догонять 15 лет рыночных преобразований — и вот мы видим Беларусь на 4-м месте по реформам нормативно-правовой базы, видим активно начатое акционирование государственных промышленных гигантов, видим одного за другим приход зарубежных инвесторов в белорусскую банковскую сферу. Видим нанятого Беларусью Тимоти Белла, самого высокооплачиваемого пиарщика в мире, одним из основных заданий которого становится улучшение инвестиционной привлекательности страны.

Жизнь все расставляет на свои места, и экономические реформы рано или поздно должны были начаться даже в белорусском «островке стабильности», который столько лет давал дирижистам аргументы о, дескать, несомненном преимуществе экономики с жестким государственным регулированием перед свободным рынком.

Остаётся с интересом ждать «переаттестации» Беларуси по другим показателям, например по Индексу экономической свободы, где она по состоянию на прошлый год находилась почти в самом конце списка, в компании таких стран, как Иран, Туркменистан и Мьянма. Еще остается гадать, настигнет ли экономический кризис Беларусь до того, как экономика успеет перестроиться и начнет функционировать на рыночных условиях, или Александру Лукашенко — этому баловню судьбы, как показывает вся его прошлая политическая карьера — повезет и в этот раз.

Но однажды рыночные преобразования неминуемо войдут в противоречие с принципами и неизменными характеристиками формирования и функционирования белорусского авторитарного режима. «Кто говорит "А", должен сказать и "Б"», гласит немецкая поговорка. Первые за десятилетие визиты белорусских высокопоставленных чиновников в Европу и тосты за боевое братство народов Речи Посполитой с польским министром в Вискулях — это, наверное, только начало, но и оно год назад могло казаться чуть ли не фантастикой.

Сокращение налогового бремени означает сокращение поступлений в бюджет, либерализация трудового законодательства означает постепенное выявление скрытой до сих пор безработицы, рост недовольства решениями власти, ответственность за которые правящему режиму будет все неприятнее нести в одиночку. Не говоря уже о том, что в долгосрочной перспективе обладающие экономической свободой люди все больше будут задумываться над свободой политической, особенно глядя на соседние Литву и Польшу. Казалось бы, по логике так недалеко и до политического плюрализма? Однако, демократическая оппозиция в стране за 12 лет существования авторитарного режима деморализована и раздавлена — и оттого радикализована, и любое ее усиление представляет прямую опасность для интересов и безопасности власть придержащих. Ведь стоит оппозиции поднять голову — пойдет речь и о политических убийствах конца 90-х, и о коррупции, и о неподконтрольном никаким надзорным органам многомиллионном «Президентском фонде». Поэтому реальной институционализации оппозиции и вовлечения ее в принятие решений и разработку реформ власть не будет допускать до самого конца вероятных преобразований, когда все лакомое госимущество уже окажется в надежных руках, а концы — в воде.

Надежду остается возлагать на «молодых прагматиков» из окружения Виктора Лукашенко, сына президента, которые недавно заняли ряд ключевых постов в руководстве страны. По большому счету, только от воли и благоразумия этих людей, относительно намерений которых никак не стоит впадать в иллюзии, а также от их убедительности перед Лукашенко-старшим зависит, пройдет ли дальнейшая трансформация Беларуси и будет ли она безвозвратной. Иногда хочется надеяться на совесть государственных мужей. Должны же, в конце концов, люди понимать на элементарном уровне, что стране пора прекращать жить в отрыве от окружающего мира, а государству пора прекращать бояться собственных граждан. Да и что остается делать, если в Беларуси сегодня нужда и осознание этой нужды авторитарной властью — это действительно единственный возможный двигатель преобразований.

И тем не менее, путь их скользок. Либерализация «сверху», проводимая не от хорошей жизни, не добровольно и ограничивающаяся лишь избранными сферами, в один прекрасный день может выйти из-под контроля и поглотиться волной либерализации «снизу», обрушившись на своих слишком позно прозревших отцов.


http://www.cato.ru/pages/69?idcat=606&parent_id=4

Комментариев нет: