пятница, 26 сентября 2008 г.

Дарья Сологуб на Росбалте (http://posicia.by/) о белорусской политической "ситуации"

Хороший обзор нашей местной предвыборной ситуации и вообще "примирения" с Западом. Политическая культура России предуматривает резкости - Лукашенко перешел на сторону Запада или не перешел - но то, что появляются статьи, опирающиеся на нашу местную политическую культуру - отлично. Импульсы к политической активности РБ исходят из-нутри белорусского политического класса и общества. Основаны на местной политической культуре. Понять, что тут происходит и спрогнозировать можно только понимая наши нюансы.

***
http://posicia.by/news_more/news1724.html
Дата: 2008-09-26 14:03:00+04

Стратегию Лукашенко испытают выборами

Основная интрига вокруг парламентских выборов в Белоруссии состоит в том, будут ли на Западе признаны их итоги и начнется ли после этого потепление отношений США и ЕС с официальным Минском. Однако тезис о «сближении с Западом» нуждается в пояснении, ведь он уже стал предметом для политических спекуляций.

Прежде всего, необходимо учитывать, что Белоруссия важна западным странам только в ее связи с Россией. Во всех сообщениях западной (в основном европейской) прессы о белорусских выборах обсуждается одно: получится ли переманить Белоруссию «на свою сторону»? При этом в вопросе о том, стоит ли вообще это делать, наблюдается консенсус — по крайней мере, в информационном пространстве. А вот о том, как это делать, разные стороны имеют свои представления.

США: ставка на «революцию»

Пожалуй, единственными, кто выступает против быстрого сближения с Минском, являются влиятельные круги в политической элите США, в том числе администрация Джорджа Буша, в настоящее время оказывающая теплый прием белорусскому оппозиционеру Александру Козулину. Основную ставку они явно делают на дестабилизацию обстановки в Белоруссии с помощью оппозиции и последующую смену режима. При этом «новая» Белоруссия в рамках данного подхода должна быть включена в Балто-Черноморский пояс, направленный на изоляцию России и лишение ее возможности полноценно сотрудничать с Европой.

Курс на активное финансирование белорусских оппозиционеров Белый Дом взял еще в 2004 году, когда был принят «Акт о поддержке демократии в Белоруссии», инициатором которого стал нынешний кандидат на пост президента от республиканцев Джон Маккейн. Такое финансирование продолжается и сейчас. Правда, после известного дипломатического скандала между Вашингтоном и Минском, в этом году американские структуры в самой Белоруссии были заметно ослаблены (ликвидирован Американский образовательный центр, существенно сокращен персонал диппредставительства США). Поэтому поддержка радикальной оппозиции осуществляется, в основном, обходными путями – через программы сотрудничества, реализуемые в соседних с Белоруссией странах.

Так, в преддверии выборов семинары по обучению белорусских активистов, работников независимых СМИ, правозащитников проводились в Литве, Польше и на Украине и финансировались по линии National Democratic Institute и International Republican Institute. В Польше на средства МИД этой страны и негосударственных доноров был запущен и работает спутниковый белорусскоязычный телеканал «Белсат». Существенную поддержку США и Европейского Союза получают аналитические и образовательные структуры оппозиции, работающие в Чехии, Польше и Литве (Civic Belarus, Европейское радио для Белоруссии, Европейски гуманитарный университет, «Белорусский институт стратегических исследований» и др.).

Европа: ставка на интеграцию

Однако в Европе более популярным сегодня становится подход, ориентированный на быструю интеграцию Белоруссии в западные структуры. В ЕС Белоруссию все больше хотят видеть включенной в свои программы сотрудничества и в свои сферы влияния. К этому Европу подталкивает ряд факторов. Во-первых, транзитное значение Белоруссии и ее важность в энергетическом партнерстве с Россией. Во-вторых, опасения, что в случае дальнейшей изоляции Белоруссии она неизбежно будет сближаться с Россией и окончательно и бесповоротно попадет под ее влияние. В-третьих, немалый интерес для Европы (как, впрочем, и США) представляет участие в белорусской приватизации и возможности экономической экспансии на пространстве СНГ. Кроме того, в ходе взаимодействия с Белоруссией может быть опробована единая внешняя политика ЕС, которая появится у него после одобрения Лиссабонского договора (а это рано или поздно произойдет).

На поддержку этой линии нацелены, прежде всего, Германия и Франция – основные спонсоры одного из лидеров белорусской оппозиции Александра Милинкевича, демонстрирующего в последнее время удивительно конструктивную позицию в отношении властей. Кроме того, с недавних пор одним из главных лоббистов белорусских интересов в Европе стала Великобритания (с целью улучшения международного имиджа Белоруссии администрация Александра Лукашенко подписала контракт с известным пиар-менеджером Тимоти Беллом).

Видимо, опасаясь возможного осложнения ситуации после выборов (на 28 сентября назначена акция протеста оппозиции, при этом нет никаких гарантий, что оппозиционные кандидаты пройдут в парламент), ЕС начал заранее предпринимать шаги к сближению с Минском еще до того, как закончилось голосование. 24 сентября верховный представитель ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности Хавьер Солана позвонил Александру Лукашенко и договорился с ним о «продолжении начатого диалога». По мнению экспертов, это свидетельствует о подготовке к полному снятию Евросоюзом санкций в отношении Белоруссии: за 10 лет «блокады» впервые один из высших чиновников ЕС по собственной инициативе начинает диалог с «последним диктатором Европы» (и, судя по всему, не собирается его заканчивать).

Безусловно, сторонники «жесткого» курса в отношении Белоруссии есть и в Европе, а сторонники быстрого сближения – в США. Но в целом нормализация отношений с Минском отвечает интересам Европы и, прежде всего, стран, соседствующих с Белоруссией.

Соседи Белоруссии: и хочется, и колется...

Страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) имеют свои собственные интересы на белорусском направлении. В основном, они связаны с экономическим взаимодействием. Так, Литва и Украина крайне заинтересованы в сотрудничестве с Белоруссией в сфере энергетических и транспортных проектов. Как отмечает минский эксперт Юрий Шевцов, в ближайшие годы белорусская внешняя торговля может полностью загрузить порты Литвы, а также вывести на новый уровень экономическое сотрудничество с Украиной (товарооборот с этой страной уже достиг $5 млрд). Кроме того, Белоруссия будет играть ключевую роль в экспорте украинской электроэнергии в Литву (после закрытия там Игналинской АЭС), а также сама станет продавать электроэнергию — после завершения строительства своей АЭС (которая, скорее всего, будет находиться вблизи границы с Литвой).

Для Польши Белоруссия важна не только как экономический партнер (проекты в сфере энергетики, промышленности, транзита), но и как средство для оформления особой роли Польши в ЕС (она претендует на роль «авангарда» Евросоюза в Восточной Европе). Именно Польша инициировала европрограмму «Восточное партнерство», которая имеет своей целью укрепление экономических отношений со странами Восточное Европы (Украиной, Молдавией, Арменией, Азербайджаном, Грузией и Белоруссией). Чтобы не терять инициативу в отношениях с Белоруссией, польская дипломатия занялась реализацией также менее амбициозных проектов, таких как снижение стоимости шенгенских виз для белорусов с 60 до 35 евро.

Но собственные интересы стран ЦВЕ противоречат тем обязательствам, которые они берут на себя в силу особых отношений с США и, в частности, с лагерем американских неоконсерваторов. Антироссийская политика, диктуемая этими обязательствами, во-первых, делает затруднительными близкие отношения с Белоруссией, которая является союзником России. И, кроме того, она лишает перспективы все совместные энергетические проекты, которые в случае большого конфликта РФ-Запад теряют всякий смысл. Впрочем, скорее всего, в ближайшие годы главную роль будут играть прагматичные интересы стран ЦВЕ, и Белоруссия рассчитывает именно на это.

Белорусская «памяркоўнасць»
(белорусское слово, примерно переводимое на русский как «осторожность», «разумность», привычка все хорошо и основательно обдумывать)

Объективно, сама Белоруссия весьма заинтересована в сближении с Западом, ведь это означает перспективу притока инвестиций и технологий из Европы и США, возможное открытие европейских рынков для белорусских производителей, активизацию сотрудничества в сфере инфраструктурных проектов. Кроме того, это даст Минску более прочные позиции на переговорах с Москвой по всему спектру вопросов, от энергетических до приватизационных.

Однако, несмотря на определенное совпадение интересов, отношения Белоруссии и Запада характеризуются фундаментальным противоречием. Если Запад Белоруссия интересует только в связи с противостоянием с Россией, то Белоруссии сближение с Западом (как и с Россией) необходимо для собственного выживания и развития.

В последние несколько лет в РБ наблюдается устойчивый рост в темпах, о которых тот же Евросоюз может только мечтать (10-11% роста ВВП в год). По мнению специалистов Всемирного банка, в следующем году рост белорусской экономики может составить 11-12%. Параллельно растет инвестиционная привлекательность Белоруссии, чему способствуют, помимо прочего, отчеты западных финансовых институтов. Всемирный банк и IFC недавно опубликовали исследование Doing Business 2009, в котором констатировали, что Белоруссия на сегодня является одним из лидеров по проведению правовых реформ, направленных на упрощение ведения бизнеса, и вошла в число 4-х ведущих государств-реформаторов в нормативно-правовой сфере.

Именно на этом фоне в ближайшее время должна пройти широкая приватизация белорусских предприятий. Причем, она планируется не столько для пополнения казны, сколько для обеспечения модернизации производства, о чем в начале сентября заявил вице-премьер Белоруссии Сергей Кобяков.
В случае реализации намеченных белорусскими властями планов, к 2020 году Белоруссия по качеству жизни должна выйти на уровень ведущих стран ЕС.

Однако успех белорусской «авторитарной модернизации» обусловлен сохранением ключевых условий, которые и делают ее возможной: действующей модели государственного управления под руководством президента, отсутствием серьезных социальных потрясений (сильная социальная роль государства) и равновесного состояния региональной геополитики (по линии Россия-Запад). Поэтому гипотетическое членство Белоруссии в ЕС и НАТО несовместимо с целями и интересами ее развития.

Таким образом, и на Западе, и на Востоке Александр Лукашенко ищет ресурсы для укрепления белорусской государственности и усиления экономики. В отношениях с Россией приоритетным является сотрудничество в военно-политической сфере (намеченное создание единой системы ПВО и другие ответы на планы Пентагона по ПРО), а также в сфере реализации совместных стратегических проектов (подобно планируемой совместной экспансии на мировые рынки МАЗа и «Русских машин», сотрудничеству в космической сфере, совместному строительству белорусской АЭС и др.). В то время как на западном направлении это, в основном, импорт инвестиций и технологий, о чем уже говорилось выше. При этом приоритетом для Белоруссии является стремление избежать непосредственного вовлечения в рискованные геополитические игры, чреватые потерей суверенитета.

Поэтому, в понимании официального Минска, признание или непризнание результатов предстоящих парламентских выборов связано, прежде всего, не с «уходом» Белоруссии на Запад, а с обеспечением возможности ее дальнейшего развития как независимого государства. Концепция суверенной Белоруссии является той основой, на которую опирается президент Лукашенко, и в целях сохранения которой строится его и «восточная», и «западная» политика. Для любого игрока в регионе учет этого фактора является необходимым условием эффективной внешней политики.

Дарья Сологуб

Комментариев нет: