понедельник, 22 сентября 2008 г.

Польский МИД неудачно пытается справиться с польскими радикалами в РБ

Значит, польский МИД хотел примирить радикальную часть Союза поляков Беларуси с большинством. Несколько лет тому назад, под президентские выборы 2006 года это радикальное крыло попыталось поиграть в большую политику, или их руками попытались поиграть. В общем, тогда закончилось высылкой по побвинению в шпионаже некоторых польских дипломатов и отъездом посла. Но шума было в Польше очень много. Сейчас в порядке примирения с Режимом польское государство пытается эту проблему снять, но радикалы вступать в переговоры с СПБ отказываются, пытаются остаться каким-то заметным политическим фактором.

Вообще, вся история вокруг СПБ для политологии - не очень интересна. Классическая схватка спецслужб. Белорусские победили, используя весь классический "инструментарий". Это история с "политологической стороны" - скорее для лекции в учебном заведении для будущих офицеров.

Но эта же история интересна с точки зрения культурологии. Сам по себе раскол в среде белорусских практикующих поляков я бы увидал в основном как следствие переноса в Беларусь части современной польской общественной жизни, культуры, обычаев. Местные белорусские поляки, которые с самой Польше не соприкасаются, обычно настолько вросли в местную жизнь, что особого отличия между ними и западными белорусами нет. В городах вообще ассимиляция их молодежи идет очень быстро. Но, вот, та часть польской молодежи, которая получила образование в Польше и почему-то вернулась назад - это иное.

Адаптирвоаться тут с польским образованием - нереально. С другой стороны, вернулись они обычно не от хорошей жизни. Просто не смогли адаптироваться в Польше, выдержать конкуренцию там. Странноватая культурная группа. Но польские современные нравы, которые в Польше, уловили. Наши местные поляки - в принципе традиционалисты: костел, семья, отдых с друзьями, неконфликтность, уход от политики. Вернувшиеся - за место под солнцем готовы сражаться, как принято в Польше, чуть ли ни любой ценой. Крайне склонная к авантюрам группа. Своих местных поляков по-моему не воспринимают вообще. И не потому что слишком заидеологизированны польскими СМИ, образованием и прочим.

Просто живут в разных мирах. Что может связывать человека, проводящего время с дипломатами и варшавскими журналистами и простого дядьку Казика з мястэчка или колхоза? Социальная стратификация в современной Польше - жосткая, человек, вращающийся среди варшавского бомонда и простой белорусский поляк, голосующий за колхозы и Лукашенко при поддержке местного ксендза - это люди малосовместимые.

Ну а т.к. в польской политической традиции политическая безответственность, стилистика крикливости, холерическое самолюбие, внешние эффекты, авантюризм и расчет в основном на внешнюю поддержку - постулируются, то ситуация с этой культурной группой неприкаянных польских "маладзёнау" становится и вообще интересной. Ну и деньги, конечно. Борьба за ресурсы со стариками и т.д. Но это, думаю, все таки вторично. Главное - социальная неприкаянность неудавшихся эммиграннтов.

Комментариев нет: