среда, 12 ноября 2008 г.

На Русском обзревателе" о заявлении Путина о фактическом провале СЕГа

12 ноября на встрече с премьер-министром Финляндии Владимир Путин заявил, что Россия может отказаться от проекта строительства газопровода по дну Балтийского моря, если европейским странам не нужны предлагаемый Газпромом объемы топлива.

Как ни странно, но и время и обстоятельства, когда были произнесены слова Путина - переговоры с главой небольшой периферийной европейской страны в момент мирового кризиса - действительно имеют ключевое значение для этого стратегически важного российско-европейского проекта.

Дело в том, что Эстония «намертво» отказалась пропускать СЕГ через свои воды. Изменить ее позицию не удалось. За спиной Эстонии солидарная позиция всей Восточной Европы. Эстония внутри ЕС настолько связана со сложной игрой восточно-европейцев, что отказаться от солидарности с ними не может даже, если бы сильно захотела. Финляндия же больше ориентирована на скандинавские страны и особую политику «скандинавской группы стран в ЕС. Поэтому Путин действительно обсуждал проект СЕГа с ключевой страной, от которого он зависит. Сам проект СЕГ к слову и начался с визита Бориса Ельцина именно в Финляндию в 90-х годах.

Судя по заявлению Путина во время переговоров действительно решалась судьба проекта. На первый взгляд, это - колоссальное поражение России на европейском направлении, поражение, полученное от восточно-европейцев. Поражение, которое по своим последствиям сопоставимо с победой России в осетинской войне. Ведь речь идет о большем, чем строительство СЕГ. На деле под вопрос поставлена судьба всего комплекса портов в районе Петербурга. Мы видим, как отрабатывается сам дипломатический механизм контроля ЕС за балтийской торговлей России и за развитием Питерских портов.

Точно так, как сейчас Эстония и Финляндия, в меньшей степени - Швеция - национальным решением тормозят газовый проект европейского значения, точно таким же путем может быть парализована или ограничена нефтяной экспорт через Приморск и Уст-Лугу, например. Первая же авария танкера в экономической зоне тех же Финляндии и Эстонии - и вопрос о рентабельности использовании этих портов судовладельцами и нефтяниками станет очень остро. Задавят штрафными санкциями.

Россия проигрывая сейчас СЕГ по имеющей место схеме - малые страны национальным решением парализуют проект - проигрывает инвестиции в Питерские порты. Не нашлось ни тайных ни открытых дипломатических решений, чтобы продавить эти две малые страны по СЕГу, не найдется и в остальных случаях. Лучше было бы проиграть в ходе прямого контакта с Брюсселем, руки были бы развязаны больше. В этом смысле заявление Путина про возможность строительства заводов по сжижению газа и т.д. - не то чтобы неверно. Эти заводы построить можно. Оно просто вряд ли сейчас будет Европой воспринято слишком серьезно. Там уже видят реальный механизм обесценить эти заводы. Нельзя одновременно объявлять о потере 100 млн долларов в геологоразведку по линии СЕГа и т.п. мероприятия и объявлять об альтернативном решении, которое европейцев как бы накажет за потерю СЕГа.

Фактически Европа сейчас продиктовала России отказ от независимости от ЕС. Ведь реальной альтернативой отказу от СЕГа станет не строительство заводов по сжижению газа. Основной альтернативой станет использование Россией в основном внутриконтинентальных коммуникаций для транзита газа в Европу - через Украину и Беларусь. Южный поток буквально месяц тому назад также столкнулся с проблемами, которые поставили его под вопрос. Пока объявлено о переносе всех работ связанных с ним на год.

Нельзя сказать, что Россию не предупреждали об угрозе ухода из восточной Европы и переориентации на уязвимое питерское окно. Вероятно, в России просто на уровне МИДа или иных ответственных за выработку внешнеполитического курса структур неверно оценили потенциал европейской интеграции. Почему-то был сделан вывод будто ЕС - неустойчив и европейская интеграция - нежизнеспособна. Была сделана ставка на поиск в Европе союзников в лице Германии и других стран Старой Европы вместо выстраивания линии на интеграцию России и всего ЕС, вместо выстраивания Россией внутри ЕС собственной системы лоббирования своих интересов. В результате, Россия оказалась втянута в развитие портов в районе Петербурга, на Питерское окно был ориентирован СЕГ и туда же предполагалось ориентировать систему нефтепроводов БТС-2. Сегодня все эти инвестиции оказались под вопросом.

В силу того же авантюрного решения Россия пошла на ослабление интеграции с Беларусью и вообще фактически ушла из восточной Европы. Даже Калининградский транзит граждан в саму РФ не удалось сохранить свободным. Прозападная эволюция Украины и угроза силового конфликта с нею - из той же сферы ухода России из ВЕ.

Переориентация с широкой системы присутствия в целой восточной Европе на одно единственное окно близ Питера - это вообще напоминает колониальную трансформацию транспортной системы. И кто же втянул Россию в столь рискованную стратегическую трансформацию, кто-то же лоббировал. Если только это все не было игрой со стороны РФ, ибо все таки СЕГ никто не построил и БТС-2 никто на Питер еще повернул.

Заявление Путина прозвучало в момент, когда еще возможно остановить скукоживание российской транспортной системы к питерскому окну и дальнейшее обострение отношений с восточной Европой на суше. Спрос на российский газ в Европе скорее всего сейчас будет падать. Необходимость в двух нитках СЕГа и даже вообще в СЕГе возможно вообще отпадет: мировой кризис и энергетическая стратегия ЕС сильно бьют по углеводородному рынку. Соскочить с обязательств скукожить экспорт-импорт страны до горлышка Финского залива, которое может быть перекрыто формально решениями мелких чиновников двух малых «европейских республик» - это было бы для будущего России нормально.

Особенно в преддверие завершения ратификации в ЕС Лиссабонского договора, общего усиления ЕС относительно США в ходе мирового кризиса и появления у Германии новой идеи - построить прямое партнерство ЕС и РФ, дабы предотвратить нарастание российско-восточноевропейского кризиса. Разворот России в сторону долгосрочной политики в восточной Европе - тяжелое дело, но менее рискованное, чем строить, например, СЕГ, когда Эстония с Финляндией это не разрешают. Кстати первым шагом к возврату в ВЕ для России могло бы стать подписание всего того комплекса документов, которые подготовлены к заседанию Высшего Гос. Совета Союзного Государства России и Беларуси уже в конце ноября-начале декабря. Все равно если даже сейчас СЕГ продавить удастся, уязвимость РФ только вырастет и нынешняя проблема в отношениях с «Финляндией» будет повторяться и повторяться.


http://www.rus-obr.ru/opinions/1165

1 комментарий:

Nikolay Kryachkov комментирует...

А для чего России экспортировать нефть и газ (?), учитывая соотношение

весь экспорт России (360 млрд. долл.) - экспорт нефти и газа (114 + 43 = 157 млрд. долл.) = 203 млрд. долл. (весь импорт России 200 млрд. долл.)

Не могли бы Вы объяснить для чего необходима интеграция России и ЕС, как Вы пишите?