Авторитарная модернизация
***
Опубликовано 00:23 09.10.2008
Документ: http://www.regnum.ru/news/1066619.html
Юрий Шевцов: Визит Путина в Минск и его последствия
Визит Путина в Минск не был рядовым событием. Его последствия, скорее всего, будут сказываться несколько лет. Возможно, именно в ходе этого визита определилась предстоящая белорусская президентская компания 2011 года, а также - новые функции Союзного государства России и Беларуси. Формальным поводом к визиту Путина было заседание Совета министров Союзного государства РБ и РФ. Визит был запланирован заранее именно таким образом, чтобы была ясна первоначальная реакция Запада на парламентские выборы в Беларуси и реакция Беларуси на позицию Запада по этим выборам. Однако как раз в преддверие этого визита обозначился еще один, более важный, чем проблема примирения Беларуси и Запада, внешний фактор: угроза глобальной депрессии стала реальной. Визит должен был определить политику России относительно Беларуси, прежде всего, под влиянием угрозы "великой рецессии". Видимо, именно неожиданная сильная угроза глобальной рецессии привела к тому, что ходе визита Путин и белорусское руководство сделали несколько шагов, которых от них практически никто не ожидал.
Прежде всего, в стороне остались все традиционные конфликтные темы. Определение цены на газ для Беларуси в 2009 году и предоставление Беларуси российского стабилизационного кредита на сумму 2 млрд долларов для компенсации повышения цены на газ не вызвали долгой дискуссии. Было решено высчитать цену на газ для Беларуси позднее. Всё-равно реально она может определяться только в декабре, когда становится ясна цена четвертого квартала. Путин не стал рассматривать белорусскую аргументацию об изменении самого договора, определяющего расчет этой цены. А белорусский премьер Сидорский не стал слишком настаивать на этом. Вероятно, ценовая тема отпала в силу быстрого падения мировых цен на нефть. Понять, что будет с ценами на углеводороды к декабрю сейчас почти невозможно. Неясна сама стратегия выхода мира из надвигающегося кризиса.
По той же причине завис вопрос о кредите для Беларуси. Белорусский министр финансов заявил, что, возможно, Беларусь возьмет кредит в ноябре. А Путин подтвердил, что все вопросы с кредитом разрешены, остаются только уточнения по самой ставке, но дал понять, что это не принципиально.
Основное внимание в ходе визита Путин и белорусское руководство уделили совсем иному - оформлению единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана. К моменту приезда Путина_ в Думу поступил на ратификацию договор о таможенном союзе в рамках ЕврАЗа трех стран. Таким образом, обсуждение вопроса о функционировании Таможенного союза РБ и РФ на деле слилось в обсуждение трехстороннего таможенного союза. По итогам обсуждения, по словам белорусского премьера, были сняты почти все спорные позиции. Изъятия из таможенного союза ныне касаются только 4% товарооборота. Если все достигнутые договоренности будут выполнены, можно говорить, что наконец-то возник единый таможенный союз трех стран. Это особенно важно на фоне глобальной рецессии, а также российско-казахстанских договоренностей по итогам войны в Грузии.
Теперь ясно, что три страны будут бороться с глобальным кризисом не поодиночку, а сообща. Решение принципиальное, оно заложило основу стратегического сотрудничества трех стран как минимум на лет пять-десять. Теперь Казахстан действительно может переориентировать значительные потоки каспийских углеводородов в Европу через Россию. Белорусские трубопроводы теперь гарантированно готовы прокачать свою часть прикаспийского сырья. В этом смысле Беларусь получила свою долю бонусов от победы России в войне против Грузии.
Беларусь была полностью готова к такому повороту событий. Путину поступило предложение увеличить в два раза прокачку газа через территорию Беларуси. Технические параметры этого предложения пока неясны. Возможно, речь идет либо о быстром - в течение 1-2 лет - строительстве второй нитки ямальского газопровода силами Беларуси. Либо - о некоторых иных быстрых и дешевых шагах. В любом случае, это предложение не могло не быть согласовано Беларусью с Польшей и, возможно, какими-то кругами в Германии. Беларусь выступила перед Путиным в открытом новом качестве - не страны-изгоя, а государства, у которого есть некоторые возможности в Восточной Европе. И это новое качество. Следствие начавшегося примирения РБ и Запада оказалось не направлено против интересов России. Путин не высказывался относительно этого предложения Беларуси. Но в рамках общего курса на глубокий таможенный союз оно может стать важной темой следующих переговоров.
Быстрое и дешевое удвоение газового транзита через Беларусь особенно важно для России еще и по причине непредсказуемого развития политического кризиса в Украине. Беларусь предложила прокачать через себя примерно половину российского экспорта в Европу. Это - стратегическое предложение, которое уменьшает зависимость России и ЕС от обострившегося украинского внутриполитического противостояния. Возможно, оно - одна из причин столь быстрого улучшения отношения Запада к Лукашенко. Тем более, что Южного и Северного потоков еще нет, а решения принимать придется в условиях начавшейся рецессии быстро.
Вторым важнейшим вопросом, который разрешался в Минске, было научно-техническое сотрудничество России и Беларуси. В основном речь шла о так называемых союзных программах, финансируемых из бюджета Союзного государства. Этот бюджет формируется на две трети за счет российского взноса, на треть - за счет белорусского. Решено увеличить объем бюджета на 20%, а также разрешен вопрос о союзной собственности. Доходы от этой собственности будут пополнять союзный бюджет. Утверждено свыше 20 союзных программ. Среди них выделены две: сотрудничество в области нанотехнологий, которое влечет за собою быстрое подключение Беларуси к российским космическим программам. И программа в области биотехнологий, связанная с геномом человека.
Для Беларуси эти программы особенно важны - они открыли белорусским ученым доступ к российским разработкам в самых продвинутых в России сферах. До того белорусские исследователи в силу режима секретности и других ограничений к этим разработкам столь глубокого доступа не имели. Фактически именно сейчас началось реальное глубокое сотрудничество России и Беларуси в действительно высокотехнологичных и стратегически важных для России сферах. Даже совместный суперкомьютер СКИФ, созданный в рамках одной из союзных программ, означал в этом плане не столь много. Особое значение имело утверждение программы финансирования развития белорусских вооруженных сил в рамках существующей объединенной войсковой группировки РБ и РФ. Других решений по военным вопросам в ходе визита Путина не принималось. Но известно, что Лукашенко в августе соглашался подписать договор о создании Единой системы ПВО РБ и РФ во время заседания высшего Госсовета Союзного государства осенью текущего года. В ходе визита прозвучало заявление, что встреча между Лукашенко и Медведевым состоится до Нового года. Возможно, речь идет именно о заседании Высшего госсовета СГ.
В результате визита Путина возникла новая и, возможно, устойчивая конструкция отношений между Россией, Беларусью, Казахстаном. Беларусь получила гарантированный более широкий, чем ранее, доступ к российскому и казахстанскому рынкам. Это особенно важно для белорусской промышленности на фоне снижения цен на углеводороды и падения доходности белорусского экспорта в ЕС продукции нефтехимической промышленности. Значение машиностроения в белорусском экспорте должно вырасти, но, в отличие от нефтехимии, основной рынок белорусского машиностроения находится не на Западе, а на Востоке. Решенные вопросы по Таможенному союзу для РБ более важны, чем определение цен на углеводороды и российский кредит.
Казахстан получил реальную возможность быстро нарастить экспорт своего сырья в ЕС и его заинтересованность в России выросла. Россия получила не только статус реального стягивающего все страны воедино центра, но - усилила свою устойчивость как поставщика сырья в ЕС перед угрозой украинского кризиса. В Восточной Европе России больше не противостоит монолитная масса русофобских сил. Ситуация для РФ стала благоприятнее. Угроза втягивания Беларуси в антироссийский альянс на Востоке Европы также ушла в прошлое. Примирение РБ и Запада не привело к консолидации восточно-европейского бока стран на антироссийской основе в сильное сообщество.
Некоторые вопросы Путин решить не смог. Предложенный им вариант использования российского рубля в расчетах между РФ и РБ в качестве резервной валюты РБ пока остался дискуссионным. Не обсуждался публично также вопрос об участии российских собственников в инвестиционных проектах в РБ и приватизации в Беларуси. Это участие подразумевается, но оставлено, вероятно, на декабрь. К декабрю станет ясно, насколько далеко зашла глобальная рецессия, кризис на Украине и примирение Беларуси с Западом. Тогда определятся и вопросы о больших российских инвестпроектах в РБ. В целом Союз России и Беларуси получил второе дыхание. Вполне возможно, где-то около декабря он может получить и новый политический импульс, связанный с возможным признанием Беларусью Южной Осетии и Абхазии и их членством в Союзном Государстве. Для расширения Союзного государства потребуется его некоторая реформа. Основные направления этой реформы также могут созреть к декабрю.
Впервые за много лет белорусско-российские переговоры столь важного уровня не сопровождались скандалами. По-своему, удивительно и непривычно. Видимо, ситуация в мире столь тревожна, что стало не до скандалов.
четверг, 9 октября 2008 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий