Очень скоро время покажет, верный ли ли анализ по конкретной ситуации 28.09. Но в любом случае, британское присутствие в Беларуси становится все более заметным. И это само по себе требует внимания.
***
28 сентября оппозиция сдаст страну британцам?
23 сентября 2008
Продолжающийся заочный пинг-понг между А.Лукашенко и представителями стран Запада по поводу предвыборной ситуации в Беларуси говорит о том, что напряжение вокруг предстоящего голосования и его результатов нарастает. По нашим данным, на 28 сентября и последующие дни планируется настоящий «последний бой» с массовыми беспорядками и другими неприятности. Вчера белорусский президент прямо указал на то, что он в курсе этих планов и что никакого снисходительного отношения к ним от него ожидать не стоит. Учитывая провальные результаты участия оппозиции в предвыборной кампании, это означает, что «борцы с режимом» не получат возможности сохранить лицо. А значит, результаты голосования станут для них приговором: если кандидатов население не поддержит (а дело идет именно к этому), то соответствующие структуры перестанут финансироваться, а значит – и существовать.
«Большой протест» 28 сентября и позже, безусловно, поставит белорусское руководство в крайне неудобное положение. Во-первых, она практически исключает возможность признания выборов демократичными со стороны Запада. Во-вторых, она, следовательно, ставит А.Лукашенко в отчаянное положение накануне госсовета СНГ и ЕврАзЭС, который пройдет в Бишкеке 10 октября 2008 г. Ведь в рамках ЕврАзЭС вполне может встать «кавказская тема» и на этот раз белорусской стороне будет трудно уйти от более конкретных ответов, чем ранее. В-третьих, она, следовательно, создаст условия для менее осмотрительных шагов со стороны официального Минска: после такой осечки по части демократизации Запад сможет выставить более серьезные требования в отношении дальнейшего «потепления», а белорусское руководство будет иметь крайне мало пространства для маневра. Наконец, в-четвертых, это событие породит еще десятки и даже сотни новых «жертв режима» и обеспечит воспроизводство той уродливой системы «конкуренции на негативе», в которую сегодня превратилась белорусская оппозиция.
Есть в сложившейся ситуации и еще один риск – это появление на поле белорусской «параполитики» нового игрока – британских спецслужб. Как известно, до сих пор наиболее активными игроками здесь были немецкие, российские и собственно белорусские ведомства. Однако вхождение руководства страны в контакт с британскими консультантами и политтехнологами может существенно изменить данный расклад. Более того, есть основания считать, что это уже произошло. По крайней мере, в мае-июне 2008 г. (как раз период публичного «вхождения» британцев в белорусскую политику) трудно было не заметить недовольства немецкой стороны в отношении официального Минска. Да и в целом ни для кого не секрет, что «политический консалтинг» - это в современном мире легализованная форма разведывательной деятельности.
Здесь следует дать небольшое методологическое пояснение. Британская традиция вмешательства в дела других государств – самая древняя в Европе (если не в мире). В отличие от немецкой разведки (действовавшей в интересах экспансии немецкой государственности) или американской разведки (исходно завязанной на довольно мощный комплекс идеологических представлений о миссии США), британская разведка изначально формировалась в двух качествах. Во-первых, как средство организации управляемых конфликтов и поддержания с их помощью «баланса сил» на континенте («европейский концерт»). Во-вторых, как инструмент вхождения и закрепления на определенной новой территории (колониализм). Поэтому основой британской методологии политической работы является антропология и, в частности, политическая антропология.
Суть позиции политического антрополога прекрасно описал в своем курсе лекций Ю.В.Громыко: политический антрополог –тот, кто получает знания о деятельности политических институтов и через это – возможность такие институты трансформировать. Поэтому разведчик-«антрополог» нацелен на то, чтобы узнавать скрытые механизмы функционирования власти в той стране, где ему довелось работать. Эта деятельность включает составление родословных, фиксацию межличностных связей в элите, прошлых и существующих конфликтов, личных обид, отслеживание непубличных отношений собственности и т.д. Параллельно – формирование агентурной сети и остальные традиционные действия.
Так вот, с точки зрения развития послевыборной ситуации крайне важно зафиксировать следующее. Среди зарубежных государств в сфере работы с белорусским гражданским обществом после «большого протеста» доминирующее положение получат, безусловно, британцы.
По американской агентуре в 2008 году были нанесены довольно ощутимые удары (ликвидация американского образовательного центра и сокращение штата посольства; депортация ряда агентов; кстати, есть слухи и о сворачивании финансирования NDI в отношении белорусской оппозиции).
Российское влияние продолжает медленно снижаться по мере дальнейшей дефрагментации спецслужбистского сообщества в самой России и деградации ее внешней политики. Оно остается весьма сильным, но в силу невнятности российских целей в отношении Беларуси – малоэффективным.
Немецкое и польское влияние (а также американское и литовское) будет существенно ослаблено непосредственно в результате самого «большого протеста», поскольку его будут проводить (и, соответственно, потом отсиживать сроки) именно те, кто сегодня стоят у руля в оппозиции, а они завязаны на Берлин, Варшаву, Вильнюс и Вашингтон.
На этом фоне Великобритания будет продолжать наращивать свое присутствие в Беларуси – как по экономической линии (на днях прошел белорусский экономический форум в Лондоне, здесь работает лорд Паркинсон), как в сфере публичной политики (продолжает работу Лондонская школа PR в Минске, интенсифицируются контакты руководства страны с британскими СМИ и т.д., здесь работает лорд Белл), так и в сфере «параполитики».
Не будем делать из этого далеко идущих выводов. Зафиксируем лишь ряд положений, которые в дальнейшем необходимо будет отслеживать каждому добросовестному аналитику в Беларуси.
1. В чем состоят стратегические цели Великобритании в восточноевропейском регионе и особенно – в отношении России?
2. Доступ к какой информации получают британские специалисты в ходе работы в Беларуси?
3. Какие средства влияния на ситуацию в стране получает британская сторона (включая ее сторонников, таких как Джордж Сорос), особенно – на среднем и низовом уровнях?
4. Какие существуют британские силы в Европе и каким образом Беларусь может сотрудничать с ними в целях уравновешивания влияния Лондона?
Исходя из изложенного, необходимо было бы также зафиксировать, что «большой протест», задуманный оппозицией, является не только самоубийственным для нее, но и крайне опасным, при стечении обстоятельств – убийственным – для Беларуси.
Но кого в оппозиции заботит судьба Беларуси?..
Проектно-аналитическая служба «Позиция»
http://posicia.by/news_more/news1710.html
2 комментария:
Было интересно узнать, что Лондонская школа PR каким-то образом влияет на наращивание присутствия Великобритании в сфере публичной политики. Проверяйте факты. :-)
Мария Гвардейцева, директор Лондонской школы PR в Беларуси
Это не моя статья. Я ее просто
перепечатал. Там же указан источник.
Честно сказать, про эту школу PR впервые слышу. Можете дать свой текст про эту школу - помещу. Будет вам еще рекламма :)
Отправить комментарий