Модернизационный рывок целой культуры: замки, сильный двор, нависающий над племенами и княжествами, рост населения как раз региона, который эти замки прикрыли. Сами замки вне зоны традиционного влияния славянских княжеств Рюриковичей. Но прикрывают именно славянские или полуславянские по населению земли. Собственно, литовские территории – в основном зона опустошительных беспрестанных боевых действий с крестоносцами. Неприступный замок все время года, пока нет льда. Уязвимый зимой. Городок на берегу озера, где стоит замок. Городок с обслуживающим двор населением. Караимы, приведенные из крымской Готии, как охрана великих князей. Крымские татары-политические беженцы осажденные неподалеку – как вторая гвардия. Получившие очень рано Привеллей на строительство синагоги евреи. Великие князья-литовцы по происхождению, женатые на православных княжнах.
Мягкая сила православия, переводящая язычников-князей в православную версию христианства. Успешная, но медленная, православная проповедь язычникам, которые создают громадную империю и воюют в основном с христианским воинством католической Европы. Выбор православия язычниками, которых другие христиане-католики в целом успешно порабощают. Невозможность противостоять крестоносцам оставаясь язычниками. Выбор христианства как следствие политической логики тех, кто создал громадное государство и отдал при этом собственные земли для опустошения в ходе войн с крестоносцами. Отказ от превращения язычества в государственную религию. Переход в православие как переход от заведомо слабой культуры в культуру более сильную. Переход в православие – переход от литовской идентичности к славянской. Множество переходных форм самых разных идентичностей. Все в динамике.
Двор как место бесконечных дискуссий и культурного выбора. За короткое время в одном месте и замковая система, и крупные воинские массы, способные воевать с ополчением чуть ли ни всего католического мира, и караимы, мусульмане, православные, католики, поляки, язычники разных балтских народов. Отсутствие необходимости в литературном литовском языке. Языковая множественность. Дипломатия масштабом от Орды до Ватикана. Формирование устойчивой династии. Новый династический миф. Неустойчивость балтских племенных идентичностей. Отдых – большие охоты. Сила без традиции.
Сегодня прибывает польский министр ин. дел. Лет 10 это было невозможно. Но какая разная символика у примирения у поляков и литовцев, обращаются совсем к разным культурным пластам нашей местной культуры. Поляк, значит, едет в ныне существующую столицу, никакого обращения к истории, реальность и риэл политик, никакого романтизма или сентиментальности. Хм.
Комментариев нет:
Отправить комментарий