среда, 24 сентября 2008 г.

Моя статья на "Русском обозревателе" по нашей предвыборной ситуации

Свел воедино для российского читателя, мыслящего государственнически и исторически.

***

Белоруссия: цена признания

Предвыборная ситуация в Беларуси парадоксальна: важным, даже принципиально важным событием стали выборы в парламент, который практически никакими полномочиями согласно белорусской конституции не обладает. РБ - строго президентская республика, президент даже законы обычно издает сначала в виде своих Декретов и лишь по прошествии времени парламент на их основе принимает Законы.

Интрига понятна: Запад (ЕС и США) выставили консолидированное условие Лукашенко для примирения и нормализации отношений - провести выборы без фальсификаций. Это сделать Лукашенко очень просто: никогда за всю историю его присутствия во власти его позиции не был так сильны внутри страны, как сейчас. Оппозиция раскололась по всем возможным параметрам: возникли новые лидеры вне оппозиционных партий, которые тянут одеяло на себя, внутри партий определились противостоящие фракции радикалов и стремящихся к сотрудничеству с властью, между партиями прозападной коалиции резко выросли противоречия по отношению, кстати, к позиции относительно политики Лукашенко - признавать Южную Осетию с Абхазией или не т и т.д. межфракционная борьба фактически парализовала основные партии. Они не смогли толком определиться даже по отношению к участию в парламентских выборах. Это отдано на откуп самим членам партий, ведущим борьбу за депутатство.

В экономике у Лукашенко невероятные успехи: нынешний урожай - беспрецедентен, он совпал с ростом мировых цен на продукты и белорусское село получило колоссальный очевидный ему шанс на рост доходов. Для тех, кто интересуется цифрами: средний урожай зерновых в Беларуси в этом году - примерно 36 ц с гектара, во многих колхозах средняя - свыше 50 ц с гектара. Обычно же в РБ урожайность была ок. 25 ц\га. В общем, деревня и малые города сегодня опора Лукашенко как никогда, даже больше, чем в 1994 году.

В городах - примерно та же картина в промышленности и росте потребления. Промышленность в этом году за 8 месяцев дала прирост примерно на 13%, а ВВП - на 10,6% (у РФ рост ВВП - чуть более 5%). Рост потребления также очень заметный.

Никаких расколов в аппарате власти сейчас нет и в помине. Даже нечто вроде разгрома КГБ, совершенное в прошлом году Лукашенко, не привело ни к каким волнениям или проблемам.

Лукашенко может приглашать столько наблюдателей, сколько захочет прибыть. Никаких проблем с однозначной победой кандидатов от власти быть не может в принципе.

Основная интрига нынешней компании в РБ - сколько Лукашенко выбьет из Запада бонусов для себя и сколько Запад получит за это бонусов от Лукашенко . В этой дилемме Лукашенко выступает как бы победителем Запада: он остается у власти, основные его установки - союз с Россией, социальное государство, сильное государство, самостоятельная внешняя политика - остаются в силе. Запад примиряется с его политикой, которую сокрушить не смог.

О чем идет торг с Западом?

В торге три основные позиции.

1. Союз Беларуси с Россией. На фоне конфликта запада и России после войны в Грузии акции Беларуси объективно резко выросли, заинтересованность запада, прежде всего соседних восточно-европейских стран в Беларуси обострилась. ВЕ страны фактически перешли к формированию блока на месте бывшей Речи Посполитой. Но без Беларуси это блок сформировать невозможно. Беларусь чисто географически. А в некоторых случаях и с культурной точки зрения не дает этому блоку без себя обрести критическую массу. Например, без Беларуси Литва не может получить электричество из Украины, а Игналинскую АЭС, которая дает Литве 80% энергии закрывать в следующем году надо. Таким образом энергетическая безопасность Литвы полностью зависит от РБ. Соответственно и степень вовлеченности Литвы и других «стран Балтии» в союз с Украиной в очень большой степени обусловлена позицией РБ. Таких пунктов много по всем странам региона. Без Беларуси «Речь Посполитая» возникнуть не может. А после грузинской войны вопрос про новую РП стал актуальным.

ВЕ страны стали активнейшими лоббистами перед США и ЕС курса на примирение с РБ. ВЕ полна иллюзий насчет перетягивания Беларуси в ходе ее споров с Россией по ценам газ и прочему в свой лагерь. Но ВЕ всегда полна иллюзий и всегда борется за нечто далекое от жизни. А, вот, плюсов для реального улучшения своих позиций в регионе РБ по причине восточно-европейских иллюзий получила беспрецедентно много. Лукашенко эти полюсы использует.

Сам по себе союз с Россией Лукашенко сомнению не то что не подвергает, а наоборот, он заявил в августе давно забытое: согласился на подписание уже осенью соглашения о создании Единой системы ПВО с Россией. Это - принципиальнейшее положение. Беларусь тем самым как бы отказывается от принятия решений о применении вооруженных сил - ПВО - отдавая принятие решений московскому центру. Это повышает защищенность территории Беларуси, делая ее фактически неуязвимой. Но это же является потерей военного суверенитета страны. И это же является колоссальным шагом к сближению РФ и РБ. Вслед за этим не может не последовать еще большее сближение по линии армий, ВПК, внешнеполитических вопросах всерьез.

В белорусско-российских отношениях вообще конспирологическая составляющая очень велика и вполне возможно вести газовые войны и отделять мух от котлет и одновременно получать от России еще большие экономические бонусы, чем было в эпоху, когда мухи от котлет не отделялись. По факту именно в последние годы РБ имеет рост ВВП 10-11% в год, а промышленности - 13-17% - один из высочайших показателей в мире. Россия растет примерно в два раза медленнее и при худшей структуре ВВП.

Тем не менее. Запад пытается уменьшить степень близости РБ и РФ и это основная причина «примирения» с диктатурой. Наиболее эффектными шагами Лукашенко в этой схватке являются как раз те, которые подыгрывают этим западным ожиданиям.

2. В Беларуси развернуты очень быстрые экономические реформы. Началась «большая приватизация». Вот-вот вспыхнет инвестиционный бум. Мир в целом убедился в устойчивости политической ситуации в РБ, а соглашения наподобие Единой системы ПВО только усиливают состояние безопасности, в котором пребывает РБ. Политика в Беларуси ныне в огромной степени определяется борьбой вокруг приватизационных и инвестиционных проектов. И самой Беларуси нужны инвестиции, в т.ч. инвестиции с Запада, в основном из ЕС, под европейские технологии и рынки сбыта. Эти инвестиции идут, но если убрать бессмысленные санкции. Которые ЕС и США держат против РБ, тогда западному капиталу откроются некоторые возможности, которых сегодня у него нет.

Например, сейчас американские корпорации не могут выступить участниками тендера на строительство в Беларуси АЭС. Также как европейские корпорации часто не могут получить государственных гарантий на некоторые инвестпроекты в РБ. Интерес взаимный, но с белорусской стороны выставлено ясное условие: убрать санкции.

Санкции сами по себе - мелочь: ЕС не впускает к себе около 40 человек высших чиновников РБ, а США плюс к тому блокируют три белорусских предприятия. На экономических показателях страны это заметно не сказывается. Но условие выставлено. И примирение на деле означает выполнение Западом именно этого условия. Ни о чем ином речи не идет. Никакой оранжевой революции сверху и смены курса от союза с Россией на вступление в ЕС и НАТО - нет.

Особенно важно снять санкции с Беларуси для восточно-европейцев. Многие важные экономические проекты невозможны без такой нормализации, а экономическая ситуация в ВЕ странах - сложна. Латвия и Литва ведут борьбу за возрастающие потоки белорусской морской торговли. Украина и Польша могут получить плюсы также и от больших энергетических проектов. Украина вообще стала буквально срастаться с Беларусью экономически. Товарооборот в 5 млрд USD, на который страны выходят в этом году - требует перехода далее к инфраструктурному сотрудничеству. Даже если ВЕ страны не вырвут РБ из союза с РФ - просто за счет одной лишь интенсификации экономического сотрудничества они могут получить очень много.

3. Роль белорусской оппозиции в политике. Запад много лет делал ставку на эту странный конгломерат коммунистов, националистов и либералов с социал-демократами, который называется Объединенными демократическими силами. Именно сейчас решается сохранится ли эта ставка в будущем, станет ли оппозиция третьим углом в переговорном процессе РБ-Запад или оппозиция как особый субъект большой политики в общем исчезнет. На первый взгляд, эта проблема решается выборами: если в парламент пройдут человек 5-10 от основных оппозиционных партий, оппозиция перестает быть маргинальной и перестает быть монолитной окончательно. Способная к социализации часть оппозиции выстроится вокруг депутатов. Остальные - радикализуются полностью, потеряв интерес западных многолетних партнеров и сам брэнд борцов с «жесточайшей диктатурой».

У этой проблемы есть нюанс: влияние оппозиции столь мало в обществе. Что даже 5 человек могут не пройти в парламент. Это комичная, но серьезная проблема для Беларуси: Запад, похоже, действительно хочет убрать оппозицию в сторону от большой политики, но для этого надо, чтобы в парламенте было хотя бы несколько знаковых оппозиционеров. Тогда примирение с Режимом свершится легко и просто. Но возможно для этого нужны такие большие фальсификации, что их совершить будет невозможно даже при белорусской «диктатуре». Тем более при таком огромном количестве наблюдателей, которые прибыли в РБ со всего мира. Это - серьезная текущая проблема. Радикальная часть оппозиции - а это почти все ее лидеры, понимая, что стоят на грани полного ухода в небытие, готовятся устроить вечером 28.09 в день выборов массовые акции в Минске. Нельзя исключать, что эти акции будут иметь политические последствия. Хотя, конечно, диалог Запад-РБ зависит не от них.

Что в озвученном уже со всех сторон «ценнике» для Беларуси, т.е. что Беларусь может получить в самом скором времени. Если выборы в парламент будут западом признаны. Это, если не считать судьбы оппозиции, в основном экономика. Очень обобщенно, переводя с дипломатического языка на нормальный Беларуси просигнализировано, что возможно:

- Литва даст очень дешевый транзит на Клайпеду, Бутингу и Калиниград. В литовских портах будет резко увеличен поток белорусских грузов. Эти порты станут в основном работать на Беларусь. В том числе через эти порты будет приниматься нефть в крупных объемах для загрузки белорусского Новополоцкого НПЗ. Это важно в случае обострения отношений с РФ по нефти, в связи с возможным строительством БТС-2. Угрозы закрыть северную ветку нефтепровода Дружба со стороны российских компаний звучат часто. В общем, это борьба за приватизацию Новополоцкого НПЗ некоторыми российскими компаниями. Литва т.е. повышает его капитализацию.

- Важно, что Беларусь требует от Литвы также дешевого транзита на Калининград. Это открывает возможность участия РБ в большой игре вокруг Калининграда.

- Литва за это скорее всего получит транзит энергии с украинских АЭС после закрытия Игналинской АЭС уже в 2009г. Т.е. дешевый транзит на литовские порты - гарантируется транзитом энергии с Украины, а, значит, РБ становится гарантом энергетической устойчивости Литвы. Это много значит на будущее во всех отношениях.

- Литва получит часть белорусской энергии с предполагаемой белорусской АЭЖС, которая будет построена ранее, чем новая литовская АЭС. Самой вероятной площадкой для белорусской АЭС буквально сегодня объявлена Островецкая - находящаяся почти на границе с Литвой. В общем, теоретически Литва готова на симбиоз с Беларусью, в качестве не самого развитого партнера. Из Литвы в РБ должно также прийти не менее 1 млрд USD инвестиций.

- Латвия стремится продать Беларуси часть, в идеале - большую часть своего основного экспортного порта - Вантспилса.

- США готовы к инвестициям и к участию в тендере на строительство АЭС (!) или в иной форме сотрудничества в ядерной отрасли. Членство в ВТО.

- Украина: транзит энергии с АЭС в Литву и Латвию. Продажа части этой энергии Беларуси. Помощь в строительстве АЭС. Предложение участвовать в проекте нефтепровода Одесса-Броды, продлив его от Брод до белорусского НПЗ в Мозыре и сделав перемычку между двумя ветвями «Дружбы», чтобы нефть могла поступать в Новополоцк, а также - в Литву и в Латвию. Инвестиции в Мозырский НПЗ под увеличение поставок нефтепродуктов в Украину. Гарантии поставок с юга в РБ 10 млн тонн нефти. Совокупно - прибалтийские и литовские порты предполагается смогут обеспечить получение Беларусь около 20 млн тонн нефти через несколько лет, что и составляет годовую потребность РБ. В конечном счете, Беларуси предлагается полное решение энергетических проблем. В теории, конечно.

- Польша: 2 угольные электростанции в западной части РБ под польское сырье и рынок. Возможно, самостоятельное совместное строительство второй очереди ямальского газопровода.

- ЕС: очень большой поток инвестиций в РБ. Обычно говорят про 10 млрд USD только из Германии и Австрии на протяжение очень короткого срока. Резкое снижение стоимости шенгенских виз. Подключение к европейским программам партнерства и даже структурным фондам ЕС.

Фактически ценник сводится к втягиванию Беларуси в совместную с ВЕ группировку стран, и в процесс европейской интеграции под гарантии экономической безопасности на переходный период.

Каково будет решение Лукашенко?

Не стоит думать, что в Беларуси у власти люди относительно запада наивные. Ведь никакой оранжевой революции тут не произошло и примиряется запад со своими убежденными многолетними противниками, которые чувствуют себя победителями запада, а не побежденными. Ни о каком отходе от союза с Россией речь не идет. РБ стремится примерно к такому уровню отношений с западом, который ныне имеет Россия. Ведь сейчас у РБ отношения с западом очень плохи: от американского посольства осталось 4-6 дипломатов, остальных в течение этого года просто выслали, лишь недавно после двухлетнего перерыва в Беларуси появился польский посол и т.д.

Западу никто во власти не верит. Тем более, что само примирение - вообще курс новый и очень шаткий, зависящий от множества неожиданных факторов.

Но если удастся такое примирение совершить, тогда капитализация РБ вырастет в несколько раз. А «большая приватизация» с инвестпроектами дадут такие средства, о которых сегодня и произнести вслух сложно. В конечном счете, предполагается, что если вся эта интрига удастся, возможно за 10-12 лет выйти на уровень потребления и развития развитых стран ЕС. Но это удастся только в одном случае - если реально будет сохранен союз с Россией. Без союза с Россией в рамках новой «Речи Посполитой» Беларусь ожидает бесконечная конфронтация с РФ, обессиливающая обе стороны. Это хорошо осознается. В этом смысле курс на союз с Россией по-прежнему является не столько курсом РФ «на собирание земель», сколько ясно осознанным изнутри пониманием национальных интересов самой Беларуси. Может быть, отдаленным аналогом нынешней политики РБ является политика Финляндии после 2МВ. Правда, Финляндия была периферийной малозначительной страной...

http://www.rus-obr.ru/opinions/782

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

http://www.rosbalt.ru/2008/09/26/527349.html забавно, что эта писалась параллельно с Вашей)))